Четверг, 13.05.2021, 14:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Лебедева Светлана Александровна (учитель-словесник)

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ


Цели моей профессиональной деятельности  согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.
Цель нашей школы – создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного доступного образования.
Предметом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ на уровне начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с целями я выдвигаю ключевую идею:
– формирование общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять  задания по русскому языку и творческие задания по литературе.
    В результате обучения русскому языку учащиеся должны достаточно свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.  Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  Следовательно,  моя позиция предполагает:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;
- опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого
ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
Ставлю перед собой следующие задачи:
-заинтересовать учеников самим процессом чтения военно - патриотической литературы;
-формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы;
-потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала.
 При этом организую совместные работы:
- отбор произведений для литературного чтения;
-чтение и обсуждение тематики произведений;
-определение ключевых слов и понятий;
- самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации;
- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях - "учителя”, "консультанта”, "руководителя творческой группы”.
Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы  и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, развивать творческую активность детей.
Для ребят старшего возраста предлагаю такие формы работы, как
- лекции;
- показ кинофильмов;
-создание собственных проектов.
Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов - ветеранов ВОВ, воинов – интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии, как защитник Отечества.
В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача  – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности.  Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась.
Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большее предпочтение отдаю технологии  разноуровневого (дифференцированного) обучения. Когда беру новый класс, то провожу психологическое тестирование (изучаю преобладание темперамента учащихся, вида памяти, мышления). На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания.
    В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.)
    На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Перед собой ставлю решение многих методических проблем:
- Как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости?
- Как активизировать деятельность учащихся?
- Как сделать процесс обучения радостным?
- Как привить желание детям узнавать больше и больше?
  Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Обязательно использую информационные технологии, которые позволяют сделать образовательный процесс наглядным, информационно – насыщенным.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
На уроке и вне его современный учитель должен эффективно использовать своё время и время детей. Учителю следует стремиться, чтобы теоретический материал, как  можно прочнее был усвоен на уроке, теорию всегда подкреплять практикой репродуктивного и дедуктивного характера, объяснять выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнить.
Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности. Кроме того, применяю перспективные методические приёмы для развития способностей учащихся: кластеры (при изучении темы «Согласные звуки»),  заполнение таблиц, дневник, чтение с остановками, совместный поиск, перекрёстную дискуссию, круглый стол; применяю элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач): «Удивляй!» (при знакомстве с биографией писателя), «Лови ошибку!» (урок по теме «Орфоэпия»); классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов (занятия по «Литературному краеведению»).
Для достижения этой цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
- проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка;
- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
- развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д.;
- проектные методы позволяют перейти на уровень социально – значимых результатов;
- технология " Дебаты” развивает навыки публичного выступления;
- обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей;
- использование проектной технологии:
•    повысит и углубит интерес детей;
•     разовьёт творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;
•     поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения),  коммуникативные умения (работа в группах).
На своих уроках я применяю приёмы включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока.
Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Их монологическая речь по теоретическим вопросам чередуется с разными видами  практической работы: выборочные диктанты, комментированное письмо, все виды грамматического разбора, сопоставительный анализ языковых явлений, работы с обобщающими таблицами, самостоятельная работа с разными видами проверки, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа, - всё это позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения, учитывая  индивидуальные особенности.
Я использую интерактивные технологии.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Опишу, какие виды заданий я использую на уроках русского языка.
Устная работа.
1.    Традиционно провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2.    Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
Письменные работы.
•    Уже несколько лет я использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
•    Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
Я считаю, что уровень познавательной деятельности учащихся на моих уроках довольно высокий. 
Стараюсь, чтобы  наши дети «заболели» русским языком. Эта задача решается прежде всего на уроках. О том, что учащиеся полюбили язык, говорит тот факт, что ежегодно они выбирают русский язык и литературу в качестве экзамена и сдают его успешно. Любовь к русскому языку и литературе помогла некоторым учащимся в выборе профессии.
Для развития интереса использую следующие виды работ:
•    применение разнообразных тестов, анкет;
•    ведение словарей по предмету, которые состоят из нескольких разделов, где сконцентрированы правила, орфографические и орфоэпические словарики наиболее трудных слов и т.д.;
•    тетрадки-пятиминутки (в начале урока используются для экспресс-опроса, мини-зарисовок, записи личных впечатлений от чтения, погоды и т.д.);
•    использование на уроках компьютеров;
•    проектная деятельность (во внеурочное время с детьми были созданы проекты на патриотическую тему).
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.  Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности. В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию. Будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.
Выявлению лучших учеников способствуют  олимпиады, проводимые  ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие глубокий интерес к русскому языку и литературе, к филологии. 
Я пришла к выводу, что на уроке должна быть дифференцированная работа. Слабые активизируются, когда им задаётся посильная работа.  Постепенно эти учащиеся втягиваются в учебную деятельность.
  Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это викторины, олимпиады, тематические вечера, оформление стендов, выпуск бюллетеней, изготовление альбомов, просмотр и обсуждение фильмов, телепередач, различных записей выступлений художников слова, запись на диски самих учащихся с последующим их анализом, компьютерный набор текстов, их редактирование и совершенствование.
Предметные недели в нашей школе проводятся ежегодно в марте – феврале. Стараюсь охватить  ребят всех классов, в которых я работаю.
Проводятся такие мероприятия как:
 -выпуск стенгазет,
 -викторина по " Горю от ума”,
 -заседание в литературной гостиной на тему”…И жизнь, и слёзы, и любовь”.
 - литературный вечер” Две дуэли”,
 - инсценировка сказки " Перо и чернильница”,
 -проведение игр  (" Умники и умницы” на тему " Мифология”, "Cлабое звено”, "Космическое путешествие” и др.)
  -выставка рисунков – иллюстраций к литературным произведениям,
 -турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию”.
В своей работе я использую различные методы оценки: оценочный, тестирование, дифференцирование. Основная наша задача  в оценочной деятельности – всё больше обращать внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Каждый ученик по – своему реагирует на то, что ему удаётся в учёбе и что не удаётся, по - своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников. Убивая у них жизнерадостность. Двойка в журнале или в дневнике ученика это наказание. Наказание же никому не приносит радости. Оценка оказывает воздействие на мотивацию учащихся. В  работе я использую  различные упражнения и приёмы для развития мотивации. Приведу примеры:
 1.  Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
2.       Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
 3.   В старших классах практикую "Защитный лист". Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
 4.   Оценка - не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
 5.   Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Также провожу тестирование в разных классах, по различным темам, что помогает точно анализировать результат полученных знаний и, естественно, экономит время.
В классах, где я работаю,  наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.
Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения.
  Своих коллег я  считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. Наш коллектив очень дружный, и мой вклад  в это положение не последний. В своей работе я часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Уровень развития эмпатии довольно высок, я общительна, эмоционально отзывчива. Люблю общаться с интересными людьми. Быстро устанавливаю контакты и нахожу общий язык, поэтому взрослые и дети ко мне тянутся. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Всегда принимаю активное участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.
Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.
В школе созданы условия для педагогического творчества и роста. Стараюсь постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, особенно часто это происходит на школьных методических объединениях. Пополняю свои знания чтением новой методической литературы, изучаю опыт  коллег, также в своей работе использую Интернет (зарегистрирована на сайте «ПРОшколу ru», есть собственный сайт).
Регулярно повышаю уровень квалификации.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами: в учебном плане наметилась тенденция к сокращению часов русского языка, что приводит к снижению грамотности учащихся. Дети стали меньше читать, реже посещать библиотеки, музеи. В кабинете русского языка нет компьютера, оргтехники.
Но всё же  в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Пути решения проблем:
- продолжать изучать метод личностно - ориентированного обучения;
- продолжать изучение новых педагогических технологий;
- продолжать сочетать традиционные и новые методики преподавания  русского языка и литературы.
Форма входа
Поиск
Создать бесплатный сайт с uCoz