Понедельник, 29.04.2024, 06:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Лебедева Светлана Александровна (учитель-словесник)

Каталог статей


Ментальная карта
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    Каждый из нас нередко использует для оформления записи на уроках схемы, таблицы, графики. А можно использовать как альтернативный метод-ментальную карту.
   Как же переводится это непонятное слово?
   «Менталитет, ментальность (от лат.- умственный, духовный) – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и её социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие. Ментальный – мир человеческих и пространственных мыслей» (Краткий словарь современных понятий и терминов. Москва. Изд-во «Республика», 1995г.).
   Ментальная карта – это абстрактное субъективное отражение человеком окружающего мира.
   Ментальные карты (майндмэппинг) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи
   Понятие было введено в 1948 году Е.С.Толманом. Основными исследователями ментальных карт считаются географ Р.М.Доунз и психолог Д.Стеа( в 1970 году).
   Идея по технике создания ментальных карт принадлежит
Тони Бьюзену. Она заключается в том, чтобы можно было «почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом». Мераб Мамардашвили однажды сказал: «Читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической учёностью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались». Только тогда текст « оказывается для нас не элементом книжной учёности, а…конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом…». Идея Тони Бьюзена и заключается в создании такой конструкции, призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом. Ментальные карты можно использовать в качестве инструмента для создания новых идей.
При создании ментальной карты существует ряд правил:
1.  Слова необходимо помещать
НА ветках, а не во всевозможных овалах и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
2. Необходимо писать на каждой линии
только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
3.
Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
4.
Писать следует печатными буквами, как можно яснее и четче.
5.
Размер букв и толщину линий следует варьировать в зависимости от степени важности ключевого слова.
6. 
Используйте разные цвета для основных ветвей.
7.  Часто
используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
8. 
Организовывайте пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
9.  Разросшиеся
ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
10. Располагайте
лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
                    
  Как составляется ментальная карта?
    Берём чистый лист бумаги и в самом центре крупно выписываем ключевое понятие той проблемы, которую мы будем решать, или того тезиса, который мы хотим развить, запомнить или презентовать. Теперь нужно оформить его графически. Тут могут помочь любые ассоциации, в том числе и шутливые. Например, тезис «экономия» может быть проиллюстрирован свиньёй-копилкой. Затем от основного тезиса отводим несколько стрелок или ветвей, каждая из которых заканчивается новым понятием или тезисом, составляющим структуру нашего исходного понятия. Их тоже снабжаем графическим изображением. Между тезисами устанавливаем логические связи (тоже стрелочками, но другими – пунктирными или другого цвета). Связи тоже можно графически прокомментировать. Например, из «экономии» можно выделить понятия «оптимизация расходов» (иллюстрируем лампой накаливания) и «снижение статей расходов» (иллюстрируем зачёркнутыми сигаретами). От новых тезисов также идут стрелки к более мелким понятиям, и так заполняется весь лист.
   Желательно использовать яркие цвета, запоминающиеся рисунки, красивые шрифты и т.д. Картинка в целом должна радовать глаз, запоминаться. В ней может быть много юмора, шутливых сравнений, забавных картинок, гротескных сравнений, преувеличений, гипербол. Намеренное нарушение стандартов позволит улучшить запоминаемость карты, так как мы лучше запоминаем всё необычное.

 
Философия ментальной карты.

 
Чем индивидуальнее ментальная карта, тем лучше, ведь именно наше личное мышление осмысляет её содержание, она отражает индивидуальность. Карта восстанавливает живую сторону мысли, развивает память и креативность. Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы? Дело в том, что они больше соответствуют структуре человеческого мышления – ассоциативного, иерархического и визуального. Хотя, разумеется, карты не заменяют таблиц и графиков, а дополняют их.
   Сфера применения майндмэппинга (ментальных карт) чрезвычайно широка: это и планирование (дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу. Майндмэппинг – это искусство, оно естественно для нашего мышления и доступно каждому.

Категория: Статьи о русском языке и не только... | Добавил: uchilka-LSA (20.01.2012)
Просмотров: 2799 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0