Четверг, 02.05.2024, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Лебедева Светлана Александровна (учитель-словесник)

Каталог статей


Русский язык в стихах

Правописание Ь после шипящей в разных частях речи

Ты, дружок, не будь беспечен.
Чтобы грамотно писать,
Начинай-ка с части речи.
Это твёрдо надо знать.

Часть речи

Форма слова

Пример

Существ.

 

3 скл., ж. р.

рожь, дочь

Глагол

во всех глаголах на шипящую

Идёшь

Беречь

съешь

Прилагательное

Никогда     (тягуч, певуч)

Наречие

во всех наречиях на шипящую

Сплошь

навзничь

ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпёж

 

Я могуч, а я колюч,
Я кипуч, а я липуч,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
- Кто вы? 

– Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!

 

Правописание суффиксов -очк -, -еньк-

Деточки: Светочки, 
Оленьки, Поленьки, 
Юрочки, Нюрочки, 
Сашеньки, Машеньки - 
Ласково мамы всех называют, 
Весёлый венок из имён сплетают. 
Все имена вы в тетрадь запишите 
И важные суффиксы в них укажите.

 

Правописание наречий

Отрицательные наречия
Вот особенная встреча – 
Учимся писать наречия.
И, конечно, без сомнения,
Повторим местоимения
Некто в двери постучал,
Но никто не отвечал.
Заперта чужая дверь,
Некуда идти теперь.
Нету дела никому,
Где заночевать ему.
Никого нигде не видно.
Грустно, страшно и обидно,
Когда не с кем пообщаться…
Всё теперь понятно, братцы?
В наречиях, местоимениях
НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!


Правописание НЕ с разными частями речи

Можно только удивиться:
НЕ – часть корня, НЕ – частица,
НЕ – приставка. Как нам быть?
Как всё это не забыть?
Если ты сказал сурово:
- Нет без НЕ такого слова!
Значит, твёрдо должен знать:
Нужно слитно НЕ писать.
Есть СИНОНИМЫ на месте,
Пишем слитно, пишем вместе.
Весело, без огорченья
Ищем новое значенье.
Если А союз ты вставил,
Значит противопоставил
Два предмета, два явленья
Признака. Без сожаленья
Отрывай от слова НЕ.
Будет правильно вполне.
Сижу (не)весёлый, а грустный.
Суп был какой-то (не)вкусный,
Сок далеко был (не)сладкий.
В общем, всё мерзко и гадко.
Может, позвать докторов?
Кажется, я не здоров.
Или поесть шоколада?
Нет, ничего мне (не)надо.
Я почему (не)весёлый?
Вызвали папочку в школу.
Да, (не)избежны (не)взгоды
В чудные школьные годы!

Правописание Н и НН в причастиях  и отглагольных прилагательных

Вот короткая вам справка:
Если в слове есть ПРИСТАВКА,
Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
Мы две Н напишем снова.
Если нет условий этих,
Букву Н одну мы встретим.
(Жареное мясо, крашеный сундук)
СН и НН, ребята, встретились мы вдруг.
Разобраться можно, риск-то невелик:
(Латаные брюки, рваный воротник,
Скошенные травы, сорванный цветок)
Это не забава. Выучи урок.
Это ведь несложно, трудно позабыть.
Пареная репа проще, может быть.

Этого довольно
На оценку "3”.
Ты в учебник школьный
Всё же посмотри.
Много исключений!
Что ж, запоминай.
Нелегко ученье – 
Рук не опускай.
Выучи получше,
Будешь ты всё знать.
И тогда получишь
Ты оценку "5”.

Обозначение мягких согласных буквами  Е, Ё, Ю, И, Я             

Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко 
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.                                                  

Вы, конечно, угадали. 
Мы согласие вам дали. 
Мы согласны, что согласный 
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е                                                 

За согласным вслед идёт. 
Ну, а твёрдые, твердите, 
Только твердостью тверды.                             

Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём, 
Хоть за горы мы пойдём.

 

Дефисное написание наречий

Кое-как, едва-едва,
Просто еле-еле
Я весь день пишу слова,
Трудно в самом деле.
Я, во-первых, не пойму,
Хоть пишу по-русски,
Где дефис и почему?
От такой нагрузки
Я готов по-волчьи выть,
По-собачьи лаять.
Что мне делать? Как мне быть?
Кто-нибудь хоть знает?
Кто б по-дружески помог,
Подсказал по-братски,
Как мне выучить урок?
Как мне разобраться?
По-хорошему прошу,
Как-нибудь спасите.
Про дефис понять спешу,
Вы мне объясните.
Объяснение такое:
Если есть приставка КОЕ- ,
Суффикс -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,
Про дефис ты не забудь.
Очень, в принципе, походи
Но различны они всё же.
Посмотри внимательнее,
Это прилагательные.
Вот искомая часть речи,
Называется наречие.
Отыскать её легко,
Есть всегда приставка ПО-,
Суффикс -ЕМУ, -КИ и -СКИ.
Смело списывай с доски.
По-зимнему закутав нос,
Спешил по лесу Дед Мороз.
По лесу зимнему бежал,
Мешок с подарками держал.
"Привет!” - с заснеженных ветвей
Кричал по-птичьи воробей.
По-волчьи волк сердито выл,
Его охотник подстрелил.
Если слово повторяется,
Значит так и полагается.
Нам поставить нужно знак
В этом слове, как-никак.
Что осталось? Ничего.
Две приставки В- и ВО-
И, конечно, во-вторых,
Суффикс –ИХ и суффикс –ЫХ.

Саревич Галина Ивановна, учитель начальных классов


Правописание большой буквы. 

Реки, горы и равнины,

Имена, фамилии, долины,

Клички всех животных,

Отчества людей –

Всё с заглавной буквы,

Ты пиши скорей.


Род имен существительных

К слову я подставлю «мой» -

Это значит род мужской.

Женский род – запомню я –

То, про что скажу «моя».

Средний род оно «моё» -

Вот и выучил я всё.

 

ЧАСТИ СЛОВА

Как хорошо их в слове знать, 
Как хорошо их узнавать, 
А также правильно писать, 
Как будто семечки щелкать.

Сначала находим окончание, 
Но это не конец всем стараниям. 
А потом отыщем корень: 
Мы и здесь не знаем горя.

Без труда приставка объявится, 
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!

Он за корнем только становится 
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.

И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично!
 

 

Члены предложения

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный? 
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца. 
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении, 
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее, 
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда. 
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Им дадим мы важное задание,
За что получат они особое признание.
Например, дополнять сказуемое,
Если действие будет непредсказуемое.
Если как, почему и зачем
Нужно действовать в данный момент.
Дополнение требуется здесь,
И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя,
Как не старайся, всё будет зря, 
Если знаешь, отныне какой
Будет порядок у слов непростой.
Так решались доказательно
Все вопросы обстоятельно.
Обстоятельства заставили,
Быстро по местам расставили.
Все слова на место встали
И значения приняли.
Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.

Жи и Ши - 
Ты не спеши, 
С буквой И всегда пиши. 
Ча и Ща, 
Встречай, прощай— 
С буквой А не забывай 
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.


Синонимы – антонимы

Учили мы синонимы.
И все  как будто поняли:
Мол, смелые - отважные…
Слова такие важные!
А важные - так нужные!
И повторяли дружно мы:
Бежать – лететь и мчаться,
А мыться – так купаться!
А хохотать – смеяться!
Я полюбил синонимы! 
 Я стал в них разбираться!
Близки как по значению:
Занятие – учение,
Веселье – развлечение,
А хобби – увлечение!
Запомнил тему лучше всех!
Вот так победа! Вот успех!
Я целый год бы проходил
(Нет, изучал) синонимы!
Но тут учитель объявил,
Что тема-то - антонимы!
Умный – глупый,
Смелый – трус…
За себя не поручусь!
Уж не радуюсь- сержусь!
Нету, братцы, больше сил!
Все я спутал, все забыл!
Не победа – пораженье,
Не учеба, а мученье!
Стало все наоборот!..
Лишь одно успокоенье –
Скоро будет Новый год!


Правописание не с глаголами.

 Всякий школьник это знает –

Не глагола избегает.

Не забудьте же, друзья,

Слитно их писать нельзя!

 

Правописание парных согласных в середине и   конце слова.

 Парные согласные нужно проверять,

Чтоб слова в тетради грамотно писать.

Родственное слово быстро подбери,

Парную согласную с гласной подружи.

 


Категория: Правила-помощники (русский язык) | Добавил: uchilka-LSA (07.04.2013)
Просмотров: 10845 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0